Интернет: новые возможности и перспективы – людям!

Всероссийский Фестиваль интернет-проектов

«Новая Реальность»
 
 
 
 
 
 
 

График проведения Фестиваля

25 ноября 2008
Москва
Церемония вручения Премии Рунета 2008
23 декабря 2008
Москва
Итоги 2008 года
1-4 апреля 2009
Москва
Российский интернет-форум

Что изобретали белорусские самородки

Белорусская земля подарила мировой науке немало известных имен. Но открытия и изобретения делались и делаются не только в академических институтах или конструкторских бюро крупных предприятий.

“НГ” составила свой топ-7 изобретений белорусских самородков, оказавших заметное влияние на историю развития техники и технологий.

Карманные часы

Часовых дел мастер Генрих Сон из Могилева был единственным экспонентом от Российской империи на третьей Всемирной выставке 1862 года в Лондоне.

Его часы с механизмом собственного изобретения были удостоены почетного отзыва. Еще более сложные часовые конструкции Сон представил на следующую всемирную выставку в 1867 году в Париже. Это были часы с годовым заводом, а также маленькие сферические часы в виде брелока в форме золотой пули. Особенностью их конструкции было размещение часовых шестерен не в двух, как обычно, а в пяти плоскостях друг над другом, что и позволило сократить размеры часов в несколько раз.

Подводная лодка

Ее изобрел Казимир Чарновский, умерший в ссылке как политический преступник. Он родился осенью 1791 года в селе Корытница Игуменского уезда Минской губернии. В 1826 году Чарновский поступил в Медико-хирургическую академию, а в свободное от занятий время работал над проектом подводной лодки и участвовал в нелегальной патриотической деятельности. Этот факт сыграл роковую роль в его жизни: в 1829 году по доносу одного из студентов Чарновский был арестован за связь с тайным обществом, а затем заключен в Петропавловскую крепость.

Казалось, необычного узника не интересует ни свобода, ни деньги. 19 июля 1829 года он обратился к Николаю I с письмом, в котором предлагал построить подводную лодку по своим чертежам за 40 дней.

Изобретение политического преступника было положено под сукно, а его автор умер в ссылке, пребывая в нужде и отчаянии.

Зерноуборочный комбайн

Впервые в мире его предложил агроном Андрей Власенко, окончивший Горы-Горецкое земледельческое училище и работавший управителем имения в Тверской губернии.

В июле 1868 году он изготовил и испытал первый в мире опытный образец зерноуборочной машины, названной им “конной зерноуборкой на корню”. Машина Власенко имела гребенку для обрывания колосьев, молотилку и ковшовый транспортер для подачи хлебной массы к барабану молотилки, а также большой деревянный бункер-ларь для сбора намолоченного зерна.

До тех пор русские крестьяне убирали поля при помощи кос и серпов, а молотили цепами.

Ксилофон

Из-за болезни Михаил Гузиков придумал новый инструмент — ксилофон.

Он родился в сентябре 1806 года в Шклове, в семье бедного еврея клезмер-кларнетиста. С детства играл на флейте. Но после болезни, давшей осложнения на легкие, ему пришлось отказаться от духовых инструментов и освоить соломенную гармонику — народный инструмент, который представлял собой примитивный набор дощечек. Михаил Гузиков серьезно его усовершенствовал, увеличив количество пластинок, расположив их в особом порядке и добившись их свободной вибрации. Новый инструмент — ксилофон — отличался особенно мягким и приятным тоном.

Наш земляк умер от туберкулеза в 31 год. Зато модель ксилофона Гузикова не менялась в течение десятилетий.

Вертолет

Плотник, столяр Федор Евстафьев остался в истории как изобретатель летательного аппарата вертикального взлета.

Он родился в 1862 году в Брянской области. Прошел трудовой путь бурлака и плотогона, а в 1903 году поступил на работу столяром в паровозное депо Гомель.

Самоучка Федор Евстафьев обладал незаурядными способностями. Он автор приспособлений по пробивке жаровых и дымогарных труб, очистке паровозных котлов от сажи, а путей от снега... В 1909 году Евстафьев закончил работу над летательным аппаратом вертикального взлета. (После демонстрации аэроплана американских братьев Райт прошло шесть лет).

Винтокрылая модель метровой величины под названием геликоптер, то есть винтовое крыло, была направлена в 1909 году на Екатеринославскую промышленную выставку, где имела большой успех. Федор Евстафьев получил охранное свидетельство на это изобретение, но не получил должной поддержки в его постройке.

Автоматическая железнодорожная стрелка

На всемирной выставке в Париже (1900 г.) инженер путей сообщения станции Барановичи-Полесские Николай Зарембо-Владычанский демонстрировал чертеж и модель железнодорожной стрелки с автоматическим затвором, которые сопровождались пояснительной запиской и были удостоены Почетного диплома.

Инженер Полесских железных дорог, изобретатель автоматической железнодорожной стрелки родился около 1843 года в Могилевской губернии.

Дорожная плитка-трилинка

Автор “вечного” покрытия, которое и поныне можно видеть на двух улицах Бреста, — инженер-строитель Владислав Трилинский.

Суть его метода в том, что поверх подготовительной песчано-гравийной подушки укладывалась шестигранная плитка с гранью 20 сантиметров. Когда от сапог и колес слой раствора стирался, изначально серая плитка, отшлифовываясь, получала серовато-черный, с отблеском цвет. Трилинки изготавливались в металлической форме, которую отливал на варшавском заводе сын Трилинского.

Автор благодарит за помощь сотрудников Республиканской научно-технической библиотеки.

Источник: http://it.tut.by/

 

Организаторы:

Информационные партнеры:

Обратная связь © 2010 - РА "Позитив". При использовании материалов ссылка на www.novreal.ru обязательна.