Интернет: новые возможности и перспективы – людям!

Всероссийский Фестиваль интернет-проектов

«Новая Реальность»
 
 
 
 
 
 
 

График проведения Фестиваля

25 ноября 2008
Москва
Церемония вручения Премии Рунета 2008
23 декабря 2008
Москва
Итоги 2008 года
1-4 апреля 2009
Москва
Российский интернет-форум

Тенденции возникновения и развития стилей в веб-дизайне

В статье анализируется основные тенденции, влияющие на возникновение и развитие стилей в веб-дизайне. Определяются основные направ-ления в развитии дизайна в интернете.
Постановка проблемы

Увеличение интереса к технологиям интернет, их быстрое развитие, распространение, выход на определенный качественный уро-вень в визуализации информации, способствуют значительному притоку профес-сиональных дизайнеров в эту все еще новую область графического дизайна. На-копленный опыт и уникальная возможность доступа к наследию веб-дизайна по-зволяет сегодня увидеть веб-сайты, по своим графическим и эстетическим осо-бенностям относящиеся к различным направлениям в графическом дизайне. Рас-сматриваемый нами период очерчен временным промежутком с момента возник-новения сети интернет по настоящее время, позволяет увидеть определенные тен-денции в оформлении веб-информации. В то же время универсализация и приспо-собление к утилитарным нуждам интернета ставят перед дизайнерами-графиками задачи соотношения технологичности и эстетики в разработке веб-сайтов. Про-блемы адаптации и взаимодействия интернета с альтернативными информацион-ными источниками, поиск визуального единства с другими объектами графиче-ского дизайна поднимают вопрос определения стиля в веб-дизайне, решение ко-торого ложится на дизайнеров-практиков и искусствоведов.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблема стиля в веб-дизайне еще недостаточно исследована теоретиками дизайна. Непосредственное отношение к этой теме имеет книга Клонингера К. "Свежие стили Web-дизайна. Как сделать из вашего сайта "конфетку" [3]. И хотя работа сужена рассмотрением концепции авторских стилей в сети интернет, она интересна тем, что поднимает проблему стилевой неоднородности в веб-дизайне, а также проблематичности четкого определения стилей. В контексте данной проблемы несомненный интерес представляет работа Серова С. "Стиль в графическом дизайне. 1960-1980-е годы" [5]. Несмотря на то, что рамки исследования охватывают период 60 - 80-х годов прошлого века, в ней четко обозначены тенденции стилевого развития графиче-ского дизайна в целом. С определенной долей вероятности мы можем применить этот материал и в рассмотрении стилевых тенденций в веб-дизайне. Одними из последних исследований стилей в графическом дизайне являются публикация Сбитневой Н. "Графический дизайн постсоветского пространства 1990-х годов" [4] и кандидатская работа автора настоящего исследования "Веб-сайт как объект графического дизайна" [1]. Учитывая небольшое количество исследований можно заключить, что проблема стиля в веб-дизайне пока остается вне поля зрения ис-кусствоведения.

Цель работы - рассмотреть основные тенденции в возникновении и раз-витии стилей в веб-дизайне.
Результаты исследования

Проблематичность выявления стилей в веб-дизайне обусловлена факторами, находящимися как в поле зрения искусствоведе-ния, так и заложенными в самой специфики дизайна в интернет. Появление воз-можности оформления электронных текстовых страниц, доступных значительно-му количеству пользователей сети интернет обусловлено, прежде всего, развити-ем технологии ретрансляции данных и усовершенствованием программных воз-можностей передачи и приема (отображения) информации. Тот небольшой пери-од (с точки зрения теории искусствоведения), прошедший с момента появления возможностей форматирования текста и внедрения изображений в интернет-страницы, вплоть до создания интерактивно-насыщенных веб-сайтов, ограничен промежутком с 1991 года по настоящее время, что делает затруднительным чет-кое определение сложившихся в нем стилей. Кроме того, интернет, появившийся как способ обмена данными среди ученых, достаточно быстро стал массовым ка-налом коммуникации, где каждый мог использовать возможности оформления веб-страниц, претендуя на роль дизайнера. В условиях перехода от "постиндуст-риального общества" к обществу "информационному" глобальная компьютериза-ция качественно повысила роль таких особенностей мышления дизайнера, как во-ображение и уровень интуитивности при моделировании результата проектных и практических действий [7, с. 4]. В конечном счете, компьютеризация способство-вала и социальному нивелированию профессии дизайнера, сделав ее "видимо дос-тупной" для всех желающих работать в сфере дизайна.

Появление нового вида графического дизайна - веб-дизайна проходит в сложном процессе адаптации существующих возможностей визуализации инфор-мации с классическим наследием оформления книги. Их адаптация к существую-щим и развивающимся возможностям коммуникации идет по пути поиска инди-видуального способа визуализации и подачи информации. Соответственно, одной из основных задач, стоящих перед веб-дизайном, является формирование собст-венного метаязыка подачи информации. В этом техногенном информационном пространстве формирующийся вид графического дизайна во многом зависит от стоящих перед разработчиками интернет утилитарных задач передачи электрон-ных данных. Однако здесь находиться одна из движущих сил графического ди-зайна, находящегося в авангарде проектной культуры. Предъявляемые к нему требования острого чувства времени, способности отображать день сегодняшний и заглядывать в завтрашний, предопределяют его быструю реакцию на появление новых технологических возможностей [6, c. 3]. Таким образом, принимая во вни-мание то, что веб-дизайн является одним из видов графического дизайна, можно предположить, что появление и развитие в графическом дизайне определенных стилей, безусловно, будет влиять на веб-дизайн и на создаваемые в нем веб-сайты. Однако и в самом веб-дизайне могут зарождаться стили, которые в дальнейшем окажут влияние на весь графический дизайн в целом.

Искусствоведческая проблема идентификации стиля в веб-дизайне заклю-чается как в узости временных рамок самого явления, недостаточных для того, чтобы проследить появление и распространение стилей, так и в сложности опре-деления того, что же является стилем. "Проблема стиля одна из сложнейших про-блем в истории искусства" [2, с. 163], и для определения стиля необходимы не только признаки его наличия, характеризуемые единством выразительных форм, наблюдаемых в некоем множестве произведений, кругом последователей, но и определенным временным промежутком, позволяющим идентифицировать и уви-деть эту тенденцию извне с отдаленной от него исторической позиции. Соответ-ственно очень сложно сделать это с позиции современников, каковыми мы явля-емся по отношению к веб-дизайну.

В определении стиля видится необходимым принять за точку отсчета тот факт, что стилем является художественно-пластическая однородность предметной среды, выделяемая в процессе восприятия, складывающаяся в ходе развития ма-териала и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Характерным признаком стиля является его сравнительное посто-янство. В то же время важным для дизайна является тесная связь стилевых прояв-лений с общественными и эстетическими нормами времени, а также целостный характер проявлений стиля. В дизайне стилевое решение часто носит концепту-альный характер, выражает творческую платформу автора. В более узком значе-нии этого слова для веб-сайта стиль - это система визуальных элементов, при-званная обеспечить целостность восприятия как веб-сайта в целом, так и отдель-ной его страницы.

Определенная универсальность стилей в графическом дизайне начала - се-редины ХХ века, их логика в возникновении и завершении, а также последова-тельность под воздействием различных социальных и эстетических потребностей человечества были безжалостно нарушены "новой" эпохой. Исчерпанность пред-шествующего эстетического опыта и возникновение новых ценностей и идеалов мощной волной воплотились в постмодернистических тенденциях графического дизайна. Распространение и развитие единого универсального стиля размывается в новых стилевых концепциях и авторских стилях, находящих определенный круг последователей. Стилистическое единство проявляется как в поисках общности региональных и творческих школ в целевом, функциональном единстве стиля, так и в формах стилистического единства, возникающего из единства условий жизни и инженерно-технологических процессов, характерных для глобализации. Эта проблема находит свое отображение и в веб-дизайне. В частности, среди веб-разработчиков разворачиваются дискуссии (весьма острые подчас) о том, нужно ли жестко определять и регламентировать стили, в которых создаются веб-сайты. Большая часть разработчиков вообще не может определить, что такое стиль в веб-дизайне и какие стили на данный момент существуют. Возникающее отсюда микширование различных стилистических и графических приемов сопровождает-ся изобретением названий этим квазистилям.

Таким образом, мы приходим к выводу, что сегодня не представляется воз-можным дать четкое определение стилей в веб-дизайне. Перечисление различных мнений о стилевых названиях только запутало бы подобную классификацию. В диссертационной работе "Веб-сайт как объект графического дизайна" нами была обозначены основные стилевые направления в дизайне веб-сайтов [1, с. 131 - 146]. Выявленный в исследовании факт того, что графический язык веб-дизайна развивается под влиянием социокультурных процессов, оказывающих влияние на тенденции развития графического дизайна в целом, а также благодаря специфике самого инструмента дизайнера-графика - персонального компьютера, позволил нам определить такие направления в современном веб-дизайне, как:
"Текстовый" дизайн;
"Полиграфический" дизайн;
"Интерфейсный", или юзабилити-дизайн;
"Динамический" дизайн;
Смешанные направления.

Дальнейшие исследования стилевых особенностей веб-сайтов показали, что эти направления находятся в русле более глобальных течений характеризующих современное состояние дизайна в интернете. Анализ значительного количества веб-сайтов, созданных за последние годы [8], позволяет утверждать, что созда-ваемые веб-сайты находятся в русле трех основных течений, условно обозначен-ными нами, как:
"интерфейсный" или "унифицированный" дизайн;
"авторский" или "альтернативный" дизайн;
"этнический" или "региональный" дизайн.

Указанные нами модели имеют пока рабочие названия. Эти модели имеют ряд характеристик, уникальных критериев и особенностей, собственно позво-ляющих их обозначить.

Для наиболее распространенной сегодня модели "интерфейсного" дизайна характерны такие критерии, как: функциональность веб-сайта, однородность гра-фического решения и шаблонность, в основе которой находиться стремление при-близить графический интерфейс веб-сайта к уже ставшим привычным для пользо-вателей персональных компьютеров программным оболочкам. Особую роль в распространении подобной модели играет наука юзабилити (usability), регламен-тирующая создание удобных с точки зрения пользователей веб-сайтов. В русле этой модели создается большая часть существующих сегодня веб-сайтов. Их ос-новной задачей по-прежнему является логичность содержания и смысл переда-ваемого пользователю сообщения.

Модель "авторского" или "альтернативного" дизайна характеризуется, прежде всего, нестандартностью решения как функциональной, так и графиче-ских сторон веб-сайта. Именно в этой модели используются все программные новшества и проводятся эксперименты с пользовательским интерфейсом, против которых выступают сторонники "дружественного" интерфейса. В отличие от мо-дели "интерфейсного" дизайна здесь на первый план выступает не столько смысл самого сообщения, сколько "создание сплошной виртуальной среды, где важна сама причастность к ней… возможность получения информации как таковая важ-нее конкретных сообщений" [7, c. 4]. На наш взгляд, именно в этой модели про-исходит апробация, а возможно и формирование основных стилей веб-дизайна.

Третья модель на сегодняшний день скорее более перспективна, чем функ-циональна. Это связанно с характерной для постиндустриального общества и для интернета в целом стремлению к унификации и универсализации в ущерб само-определению и национальной идентификации. Для самой же модели характерна этнокультурологичность в формировании стилевых и коммуникативных особен-ностей веб-сайта. Пока что признаки подобной модели можно увидеть преимуще-ственно в азиатских регионах интернета. Основой для этого является способ вос-приятия и мышления, отличный от американо-европейского, что несомненно, ви-зуально усиливается шрифтовым своеобразием данных регионов.

С определенной долей вероятности можно прогнозировать, что подобная модель со временем может получить дальнейшее развитие на региональных уров-нях как компенсаторный фактор всеобщей глобализации и интернационализации в графическом дизайне.
Выводы

Нами выявлено, что четкого определения стилей в веб-дизайне на сегодняшний день не существует. На возникновение и развитие стилей в веб-дизайне оказывают влияние социокультурные процессы, влияющие на тенденции развития графического дизайна в целом, а также специфика самого инструмента графика-дизайнера - персонального компьютера. В качестве рабочих моделей, влияющих на формирование стилей и направлений в веб-дизайне, нами обозначе-ны такие модели, как: "интерфейсный" или "унифицированный" дизайн, "автор-ский" или "альтернативный" дизайн, "этнический" или "региональный" дизайн.

Дальнейшее исследование развития направлений и стилей в веб-дизайне видится возможным проводить в русле обозначенных нами моделей.

Источник: http://www.i2r.ru/

 

Организаторы:

Информационные партнеры:

Обратная связь © 2010 - РА "Позитив". При использовании материалов ссылка на www.novreal.ru обязательна.