Интернет: новые возможности и перспективы – людям!

Всероссийский Фестиваль интернет-проектов

«Новая Реальность»
 
 
 
 
 
 
 

График проведения Фестиваля

25 ноября 2008
Москва
Церемония вручения Премии Рунета 2008
23 декабря 2008
Москва
Итоги 2008 года
1-4 апреля 2009
Москва
Российский интернет-форум

Эмоциональный дизайн: японский Kansei инжиниринг

Особая техника и философия дизайна, разработанная в начале 70-х японским профессором Нагамачи Митсуо, призванная преобразовывать эмоциональные переживания и ощущения в конкретные свойства продуктов, только сейчас начинает получать распространение - как новый научный подход в дизайне.
Истоки Kansei

Первым своим успехом новая концепция, метода и философии обязана компании Mazda Motors. В конце 80-х – начале 90-х годов, японский автомобильный дизайнер Тошихико Хирей, воодушевленный трудами Нагамачи и под его патронажем, создал уникальный автомобиль – Mazda MX-5 Miata. Результат был настолько удачным и оглушительным во всех отношениях, что Mazda MX-5 до сих пор удерживает рекорд Гинесса как самый продаваемый родстер!

Сам термин Kansei Engineering был введен в США той же компанией Mazda Motors. В основу концепции лег одноименный труд, написанный легендарным Тошихико Хирей и Такао Киджима – дизайнером Mazda MX-5 третьего поколения. Создавая очередную эволюцию, Такао Киджима решил обратиться к истокам самой успешной из серии MX-5 и разыскал первого ее творца, который к тому времени уже преподавал в Университете Хиросимы. В последствии они написали научный труд названый «Kansei инжиниринг» – он был издан под эгидой Ассоциации автомобильных инженеров США (SAE).

Тошихико Хирей, впервые в разработке авто, во главу угла поставил не технические характеристики такие как скорость разгона или количество лошадиных сил, а чувства, которые испытывает водитель автомобиля – нравится ли ему звук мотора, получает ли он удовольствие от езды, от общения с машиной.

Чтобы объяснить сторонним новую методику, авторы книги соединили два символа – Ябусаме и Дзинба Иттай. Ябусаме – это традиционный японский верховой лучник, а также старинная японская забава, где нужно взять лук, стрелы и верхом на лошади, несясь во весь опор, поразить мишень. Символ Дзинба Иттай обозначает единство всадника и лошади в момент, когда по мишени выпускается стрела. Смысл этой символики таков – для того чтобы попасть в цель, всадник, лошадь, лук и стрелы должны быть единым целым. Только так, можно поразить мишень в самое «яблочко».
Что же скрывается под понятием Kansei?

Kansei (читается как “каанзаай”) – японское выражение, состоящий из двух слогов – kan – что значит чувство, ощущение, впечатление, и sei – что означает эмоциональность, чувственность. Это словообразование используется для передачи качества удовольствия от использования какого-либо объекта или предмета. Из этого следует, что есть объекты у которых много канзай, а также такие, у которых его чуть-чуть или вовсе нету.

Канзай инжиниринг часто соотносят с сенсорной инженерией или эмоциональным юзабилити. Тем не менее, сегодня канзай инженерия включает многие научные дисциплины – это наука о человеке, социальные науки и природоведение. Идейный автор канзай инженерии, Митсуо Нагамачи, считает что, для успешного канзай-дизайна необходимо хорошо разбираться в общей психологии и в психологической философии.

Сама канзай техника дизайна включает выявление у людей индивидуальных чувственных и эмоциональных переживаний, а затем проецирование этих желаемых эмоций на дизайн конкретных объектов.
Как делается канзай-дизайн

Канзай инженерия начинается с набора продуктов, в достаточной мере различных, чтобы провоцировать разные эмоциональные отклики. Эти индивидуальные отклики оцениваются с помощью биполярной шкалы. Эта шкала использует два противоположных предела вида простой-сложный, привлекательный-отталкивающий, мягкий-жесткий и так далее. Участникам предлагают выставлять на шкале отметки, которые показывают как, по их мнению, продукт соотносится с двумя крайними значениями различных атрибутов.

Далее, продукт оценивается согласно шкал атрибутов, полученные рейтинги статистически сравниваются, выявляя распределение продуктов вокруг различных критериев оценки. Анализируя все продукты, высоко оцененные по конкретной характеристике, становится возможным делать выводы, какие элементы восприятия определяют индивидуальные суждения.

Канзай инженерию можно применять в разработке любых продуктов, с которыми пользователь общается посредством визуального, слухового или тактильного восприятия. Конечно, продукт должен обладать достаточной гибкостью, чтобы стало возможным влиять на результат.

Количество продуктов, разработанных с использованием идеологии канзай-дизайна, постоянно растет. Наибольших успехов в этом добились японский дизайнеры. Своим успехом канзай инженерии обязаны автомобили компании Mazda Motors, нижнее белье марки Wacoal, даже движущимся LCD-экранам на видеокамерах мы обязаны канзай-дизайну – впервые, эту технику разработала компания Sharp, и это позволило эй увеличить долю рынка с 3% до 24%. С успехом в последние годы применяют эту технику и в Корее, а также США.

В Европе канзай инженерия еще только начинает привлекать внимание производителей. Недавно в Швеции, известной мекке индустриального дизайна, на базе Университета в Линкёпинге был создан Европейский Канзай Центр. Благодаря исследованиями инициативной группы этого центра, шведская мебельная компания Kinnarps AB, спроектировала новую модель офисного кресла. Это кресло, впитавшее в себя канзай-техники по эргономике, комфорту, юзабилити и эмоциональному восприятию, пользуется огромным спросом, не смотря на высокую цену.

Канзай инжиниринг для веб-дизайна

Канзай дизайн может быть очень интересен и полезен для нас, дизайнеров проектирующих интерактивные интерфейсы. Здесь, канзай инжиниринг во многом сродни обычному юзабилити-тестированию, ставшему популярным в последние годы. Однако, основной упор делается на исследовании не функциональных удобств, а эмоционального фона, которые создает продукт, вплетание конкретных эмоциональных переживаний в его дизайн.

На каком этапе лучше всего применять канзай инженерию? Когда сформирована информационная архитектура, но еще не написаны спецификации к пользовательскому интерфейсу. Здесь, исследования должны обнаружить конкретные зависимости, влияющие на эмоции и переживания пользователей. Изыскания, полученные в ходе канзай инженерии, будут иметь большое влияние на визуальные атрибуты, а также на техники взаимодействия.

Пока конкретных исследований и наработок канзай-дизайна для Веб не существует, но это во многом вопрос времени – в последние годы смешение эмоций и интерактивного дизайна становится тенденцией. Тема только должна быть раскрыта. Я тоже занимаюсь исследованием данного направления дизайна, есть уже некоторые наработки – оставайтесь в эфире и ждите вести с полей канзай веб-дизайна.

Показательно, что в Августе этого года пройдет первая всемирная научная конференция, посвященная вопросам канзай инженерии.

Источник: http://www.i2r.ru/

 

Организаторы:

Информационные партнеры:

Обратная связь © 2010 - РА "Позитив". При использовании материалов ссылка на www.novreal.ru обязательна.