Интернет: новые возможности и перспективы – людям!

Всероссийский Фестиваль интернет-проектов

«Новая Реальность»
 
 
 
 
 
 
 

График проведения Фестиваля

25 ноября 2008
Москва
Церемония вручения Премии Рунета 2008
23 декабря 2008
Москва
Итоги 2008 года
1-4 апреля 2009
Москва
Российский интернет-форум

Электронный учебник в школе: верное решение или утопия?

В этом году над учащимися шестых классов был проведен эксперимент. Помимо обычных учебников, школьникам были выданы учебники в электронном виде бесплатно. Итоги такого новаторства будут известны только летом, но уже сегодня петербургский эксперимент показывает наличие определенных практических проблем...

 

Идея проекта – упрощенный образовательный процесс

Бесплатные электронные учебники относятся к проекту Федерального уровня – «Развитие нового электронного образовательного процесса, включая системы дистанционного обучения в сети Интернет». Согласно распоряжению правительства РФ, подписанному в 2011 году, в проекте принимают участие крупнейшие производители ридеров, издательства России, выпускающие классические учебники и учебники для электронных книг, Федеральный институт развития образования, а также Министерство образования Российской Федерации.

Надо сказать, что участие в эксперименте для школьников и их родителей являлось добровольным, 26 сентября 2011 г. участниками проекта было подписано соглашение, а уже в начале второй четверти новые электронные версии учебников поступили в петербургские школы.

Основной целью эксперимента, конечно, является усовершенствование системы образования. Однако он также должен показать, насколько электронные учебники 6 класса подходят под установленные параметры школьной программы, с какими устройствами они могут быть совместимы и насколько функциональны электронные учебники скачать бесплатно, которые может сегодня абсолютно любой учащийся.

Почему выбор пал именно на шестиклассников? Да потому что они по школьной программе менее загружены. Так, если пятиклассники еще не успели окончательно адаптироваться после начальной школы, то ученики восьмых классов уже строят планы на будущее. Что касается седьмых классов – их держат в качестве «резерва» в случае продолжения эксперимента.

 

Плюсы и минусы электронных учебников

Участники сошлись во мнениях, что неоспоримым преимуществом, которым обладают электронные учебники для школы – это их малый по сравнению с обычным учебным пособием вес. Безусловно, этот плюс также отразится и на здоровье школьников – «дружно скажем, нет сколиозу».

Следующим положительным фактором выступает увеличение интереса учеников к предмету, где используется электронный вариант учебников. И действительно, разница между чтением обычной книги и азартом школьника, который для чтения использует электронный учебник по русскому языку, например, чувствуется моментально.

Еще одним достоинством, которым наделены школьные электронные учебники, так это применение новой технологии, не оказывающей влияния на зрение ученика – «электронные чернила». К сожалению, больше электронная библиотека учебников ничем не может «похвастаться».

К минусам новинки в первую очередь можно отнести тот факт, что скачать некоторые учебники в электронном виде, к примеру, тексты, справочники, таблицы и множество других полезных материалов – невозможно. А это существенно снижает возможности ридера. Между тем некоторые бесплатные учебники в электронном виде обладают функцией просмотра аудиокниг и прослушивания музыки. Вот только с системой образования это мало связано.… Да и функция цветопередачи также нуждается в доработках.

Однако учителя, принявшие участие в эксперименте отмечают, что таким предметам как биология и география необходимо электронное приложение к учебнику, поскольку посредством ридера можно провести сравнение между идентичными на первый взгляд предметами (горы с различными параметрами и т.д.).  

Да, электронные учебники пришлись бы, кстати, при подготовке к экзаменам 2012 года, вот, только, по завершению эксперимента ими уже нельзя будет воспользоваться. Дело в том, что издательства ограничили право пользования ридерами лишь на один год. К тому же электронные учебники бесплатно освещают не все необходимые предметы. Например, электронный учебник по английскому или же электронный учебник по математике находятся в стадии разработки.

В нашей стране такого рода эксперимент проводят впервые, но в развитых европейских странах данная практика считается нормой. Безусловно, система образования за рубежом существенно отличается от отечественной, но возможно результаты нашей программы окажутся положительными, плюсы перевесят минусы и мы, наконец, выйдем на новый уровень образования.

 

Насколько выгоден переход на новый уровень?

Сегодня участники эксперимента стараются не думать о предстоящих тратах, ведь в рамках программы электронные учебники скачать можно бесплатно. Но придет время «собирать камни» и мы столкнемся с проблемой финансирования.

Так, стоимость ридера в среднем сопоставима с ценой комплекта учебников, которые потребуются школьнику в течение трех-четырех лет. В свою очередь скачать учебники для электронной книги сегодня и воспользоваться информацией спустя три года нельзя, по причине устаревания электронных устройств. Таким образом, финансирование программы обойдется очень дорого.

Не менее важным моментом выступает готовность, зрелость учеников и преподавателей для возможности использовать технически сложные устройства. Конечно, детям будет проще научиться пользоваться ридером, и им не придется объяснять отдельных нюансов, т.к. они во многом лучше разбираются, нежели взрослые. А преподаватели…? Ведь теперь им придется параллельно вести два журнала: бумажный и электронный. Правда, 1.01.2011 г. в систему петербургского образования официально был введен «электронный дневник», благодаря которому родители владеют полной информацией относительно успеваемости своих детей. Этот эксперимент стал успешным.

Безусловно, создание электронного учебника – затея довольно интересная и в некоторой степени полезная. Только в процесс образования нельзя постоянно включать новшества: основы православия, дополнительный урок физкультуры, компьютерные тестирования. Необходимо научиться расставлять приоритеты и своевременно отказываться от изначально провальных проектов.

Источник: http://www.studyguide.ru/

 

Организаторы:

Информационные партнеры:

Обратная связь © 2010 - РА "Позитив". При использовании материалов ссылка на www.novreal.ru обязательна.