Интернет: новые возможности и перспективы – людям!

Всероссийский Фестиваль интернет-проектов

«Новая Реальность»
 
 
 
 
 
 
 

График проведения Фестиваля

25 ноября 2008
Москва
Церемония вручения Премии Рунета 2008
23 декабря 2008
Москва
Итоги 2008 года
1-4 апреля 2009
Москва
Российский интернет-форум

Социальный капитал

Главным компонентом, который дополняет человеческий капитал, является социальный капитал. Социальный капитал (social capital) представляет собой связи между людьми, которые зависят от нормы поведения и доверия. Социальный капитал в организации представляет собой пусковой механизм для распространения знаний. В экономической литературе понятие «социальный капитал» используется довольно часто. Ведь  тип устройства экономики зависит от социального капитала. Банк определяет понятие «социальный капитал», как «институты» или «отношения».  Они формируют не только количественно, но и качественно взаимодействие в обществе. Однако социальным капиталом нельзя назвать множество общественных институтов. Социальным капиталом следует назвать некий феномен, который имеет  общественную, но не индивидуальную природу. Американский социолог по имени А. Портес  рассуждает, что якобы социальный капитал относится к структуре человеческих отношений. Таким образом, социальный капитал не может быть чей-то собственностью.  Ведь он представляет общественное благо для пользования всех людей.

Различают две формы существования социального капитала:

Первый капитал – структурный, который включает сети и институты, правила, которые диктуют существование.

Второй капитал – когнитивный, который представляет собой доверие, отношения и ценности.

Эти две формы социального капитала обладают независимостью. Ведь может существовать отдельный институт, у которого будет свой регламент. Например, доверие к нему среди людей будет низкое. Тем временем, люди могут между собой быть связаны общими нормами, принципами и доверием. Для этого им не нужно объединяться в какой-то общественный институт, так как в этом нет необходимости.

Виды социального капитала включают несколько уровней:

Макроуровень, на котором структурный капитал включает нормы права, профессиональные сообщества, государственные институты. Макроуровень когнитивного капитала включает общественные ценности и стандарты, а также доверие.
Мезоуровень структурного капитала охватывает общественные организации, деловые сообщества и снова государственные интституты. К когнитивному капиталу на этом уровне к общественным ценностям и доверию добавляюся личные ценности.
 Микроуровень в структурном капитале представляет собой сети внутри фирм, включенные в интернациональные сети и сообщества. А когнитивный капитал включает корпоративные нормы и ценности и опять же доверие.

Нужно отметить, что все уровни социального капитала между собой тесно связаны. Более того, они не  только связаны, они дополняют друг друга. Социальный капитал определяется благодаря своим функциям.  Находясь в форме социальных структур, капитал значительно облегчает субъектам, которые находятся в этих структурах.

Субъектами могут быть представлены корпорации или группы. Социальный капитал схож с физическим капиталом. Ведь он может представляться в виде запаса. Главное его отличие заключается в том,  что по мере использования в величине он не теряет. Скорее, наоборот, он теряет свою ценность. Как и физический капитал, он нуждается во  вложениях, которые выражаются в социальном взаимодействии и действие, которое поддерживает доверие. У него очень много преимуществ. Одно из главных - он стимулирует экономическое развитие. А это облегчает доступ к информации. Если взаимное доверие, сотрудничество или общение находится на высоком уровне, в таком случае – социальный капитал прогрессирует.  Когда он развит, то можно добиться значительных успехов. Для социального капитала специально создаются и поддерживаются условия.

Существует некоторый ряд факторов, которые деструктивны для социального капитала в организации. К ним следует отнести:

Отсутствие сугубо личных рабочих мест, когда можно занять любое свободное.
Радикальные и резкие изменения в процессах организации, в ущерб принятым корпоративным нормам, ценностям, отношениям.
Слишком высокая концентрация на лидере организации, возведение в степень его значимости для команды.
Лицемерие: непрозрачные стандарты корпоративной политики, которые не соответствуют реальным действиям  и словам руководства.

Чтобы преумножить социальный капитал, мало будет только того, чтобы избегать некоторых факторов. Если вы внимательно прочитали статью, то, наверное, заметили, что каждый уровень развития социального капитала характеризуется доверием. Ведь именно на доверии и основывается социальный капитал. Можно выделить несколько признаков феномена доверия.

В первую очередь, доверие представляет собой отношения между людьми.
Чтобы довериться друг другу, нужно хорошо знать человека.
Доверие представляет собой добровольное проявление. Оно никак не может быть вызвано насильственным характером.
Доверие представляет собой передачу мыслей и чувств. 

Источник: http://www.social-networking.ru/

 

Организаторы:

Информационные партнеры:

Обратная связь © 2010 - РА "Позитив". При использовании материалов ссылка на www.novreal.ru обязательна.