Интернет: новые возможности и перспективы – людям!

Всероссийский Фестиваль интернет-проектов

«Новая Реальность»
 
 
 
 
 
 
 

График проведения Фестиваля

25 ноября 2008
Москва
Церемония вручения Премии Рунета 2008
23 декабря 2008
Москва
Итоги 2008 года
1-4 апреля 2009
Москва
Российский интернет-форум

Школа – среда обитания будущего

Прозвенели школьные звонки, и миллионы ребят вновь садятся за парты. Чему и как нужно учить их в школе – тема дискуссионная, и спорам этим нет конца. И родители, и учителя, и ученые сходятся в одном: школа должна соответствовать строгим гигиеническим нормам. Каковы же эти нормы? Кто их создает? Кто и как должен контролировать их выполнение? Такие вопросы могут поставить в тупик большинство родителей, которые тем не менее уйму времени потратят на то, чтобы купить своему чаду удобный ранец или модный спортивный костюм.

– Нормы школьной жизни определены государственным документом, который так и называется: «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», – рассказывает Дина Синякова, заведующая отделом организации надзора за условиями воспитания и обучения детей и подростков Центра Госсанэпиднадзора Москвы. – Они введены в действие с 1 сентября 2003 года и являются законом для любого учебного заведения.

Этот важный документ по-другому еще называется: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02). И он обязательно есть в любой нашей школе. Но если не в меру ретивый родитель захочет познакомиться с ним, возможны некоторые трудности: далеко не всегда администрация школы рада такому любопытству.

Причина в том, что СанПиН довольно жестко определяет многие параметры школьной жизни, которые на практике далеко не всегда и везде выполняются. Простой пример: до 30% школьников страдают искривлением позвоночника. Мы привычно виним в этом тяжелые ранцы, неправильную позу за работой, недостаток движения. Но на самом деле нередко причина в том, что школьная парта или стол и стул просто не соответствуют росту ребенка. Просидите пять лет за рабочим столом, который слишком высок или низок для вас, – сколиоз не замедлит себя ждать и у взрослого.

– Все школьные столы и стулья должны иметь цветную маркировку, по которой можно сразу определить, соответствуют ли они росту детей, – продолжает Дина Синякова. – Я бы очень советовала родителям обратить на это внимание в первые же дни учебного года. А если маркировки вообще нет – это нарушение.
Где сидеть отличнику

У каждого ребенка должно быть свое место в классе, соответствующее состоянию его здоровья. Если он часто болеет, то должен сидеть подальше от окна. Если у ребенка снижена острота зрения, его место – ближе к окну и в первых рядах парт. Естественное освещение должно быть непременно с левой стороны. На окна нельзя ставить высокие цветы. Шторы могут быть задернуты только в классах информатики или во время использования на уроке средств видеообучения. Интенсивность искусственного освещения заложена в строительные нормы: если в классе горят все лампочки, она именно такая, как и должна быть по правилам. А вот если горят не все – это непорядок. Дополнительные источники света положены над классной доской – здесь освещенность должна составлять 500 люкс.

Если вам доводилось входить в учебный класс после двух-трех уроков, вы не могли не обратить внимания на духоту, спертый воздух. Учить что-либо в таких условиях, наверное, способны лишь йоги и наши дети. Но проветривать классы, как того требует СанПиН, во многих школах забывают. Между тем сквозное проветривание требуется проводить и до уроков, и после, и каждую перемену – в зависимости от погоды за окном оно длится от 1 до 30 минут. А при температуре выше 10 градусов уроки вообще рекомендуется проводить при открытых форточках. Рекреации и коридоры должны проветриваться во время уроков. Следить за режимом проветривания обязаны школьная медсестра или врач, если он есть.
Кроссовки на выход

Каждый учебный год в школах идет тихая и упорная война: администрация требует от детей иметь сменную обувь, дети, особенно старшеклассники, всячески это требование обходят. Бывает, великовозрастный молодец переобувается на глазах у дежурного учителя, сует грязные кроссовки в рюкзак, а в классе надевает их снова. Нет сомнений, что родители в этой войне должны занять сторону, заинтересованную в здоровье детей, то есть в минимизации пыли и грязи в школе. Для этого требуется не так уж много: выслушать ребенка, почему он не хочет переобуваться. Нередко причина в том, что для «сменки» ему покупают «что попроще», а он хочет ходить в том, что помоднее. И может быть, тут претензии дитяти вполне оправданны.

Еще одна горячая тема – ежедневные дежурства и уборка. Старшеклассники нередко возмущаются, когда приходится убираться в классе. Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, самообслуживание и элементарные трудовые навыки должны быть нормой школьной жизни. С другой – желающих работать уборщицами и нянями все меньше. С третьей – влажная уборка должна проводиться в школе ежедневно, а в школах, работающих в две смены, – дважды в день. Окна в школе должны мыть дважды в учебный год, генеральную уборку – проводить после каждой учебной четверти. Причем проводить ее надо непременно с дезинфицирующими средствами, поэтому привлекать к подобной уборке детей не разрешается. Они могут участвовать в уборке классов (протирать пыль, наводить порядок на полках, в шкафах и т.п.) с 10-летнего возраста, но мыть полы им тоже не разрешено. Видимо, благоразумно поступают те родительские комитеты, которые предпочитают дополнительно финансировать эту статью расхода школы, доверяя уборку квалифицированному персоналу.
«Сникерсы» вместо салатов

Отдельная тема – гигиенические нормативы, предъявляемые к организации питания в школах. Родители и дети в большинстве не соглашаются на предложения школ по организации горячего питания, предпочитая «сухомятку» – буфетное обслуживание. Но возможности буфетов ограничены, особенно если в них нет холодильника и других электроприборов. Именно поэтому дети перекусывают на переменах шоколадками и булочками вместо салатов, фруктов и йогуртов, а пьют сладкую газировку вместо чая или кефира. Однако перечни продуктов, полезных для здоровья и рекомендованных гигиенистами, существуют. Если у школьного родительского комитета хватает сил и средств, организовать их наличие в буфете возможно.

Много конфликтов возникает вокруг уроков физкультуры. Нередко школы сдают спортзалы на выходные любителям волейбола/баскетбола. Если после занятий посторонних лиц спортзал не убирается, пыли и грязи в нем более чем достаточно, а дети приходят в понедельник на уроки физкультуры и не хотят заниматься на грязном полу. Согласно нормативам в таких случаях уборка зала должна быть не просто влажной, а с использованием дезсредств – и родители это тоже должны знать. Занятия на открытом воздухе зимой проводятся при температуре не ниже минус 18 градусов.

Подробно регламентированы СанПиНом многие детали школьной жизни. Родители, которые хотят познакомиться с документом подробнее, могут найти его в интернете или купить в ближайшем центре Госсанэпиднадзора.

– Исследования, проведенные учеными из Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков и специалистами санэпидслужбы несколько лет назад, доказали очень высокую значимость факторов внутришкольной среды, – говорит Дина Синякова. – Их вклад в формирование здоровья детей составляет 21%. В этот показатель входят не только учебная нагрузка и стиль обучения, но и непосредственно соблюдение гигиенических нормативов. Поэтому мы будем только признательны, если родители будут обращать самое серьезное внимание на то, в каких условиях учатся их дети. Это, прежде всего, в интересах их здоровья и будущего.

Источник: http://n-t.ru/

 

Организаторы:

Информационные партнеры:

Обратная связь © 2010 - РА "Позитив". При использовании материалов ссылка на www.novreal.ru обязательна.